Коэн И., Коэн Д. Просто кровь (2)

1 Июл
Пустая квартира. Вечер
В квартире, которая находится на третьем или четвертом этаже, темно. Большое окно залито холодным голубоватым светом уличных фонарей. За окном фасад дома на противоположной стороне улицы. Слышен возбужденный, с испанским акцентом голос входящей в квартиру женщины.
Хозяйка квартиры (за кадром). …Большие окна, панели и все такое прочее. Хотите, чтобы все было, как у вас дома? Как в центре?
Мы слышим, как открывается дверь квартиры, на пол падает луч света. В кадре появляется фигура. Когда она попадает в полосу света, мы видим, что это Эбби.
Хозяйка квартиры (за кадром). Здесь вас никто не будет беспокоить, милочка…
Загорается свет. В нескольких шагах от Эбби на раскладушке спит старик в грязном нижнем белье. Эбби останавливается.
Старик, что-то бормоча, медленно садится, жмурится.
В окне за спиной Эбби, как в зеркале, отражается вся комната. У стены возле выключателя стоит величественная хозяйка. Хозяйка по-испански кричит на старика. Старик сердито на нее смотрит. Хозяйка переводит взгляд на Эбби.
Хозяйка квартиры (умильно). Пойдемте, я вам все покажу.
Выходят в небольшую прихожую. Эбби оглядывается на старика.
Эбби. А вы уверены, что… Вы уверены, что квартира свободна, миссис Эстевес?
Хозяйка квартиры (успокаивающе смеется). Ну конечно… (Указывает на кухонную нишу слева.) Это кухня. (Поворачивается и бросает несколько злобных фраз по-испански старику, затем открывает дверь справа и входит в ванную.) Это ванная. (Спускает воду в унитазе.) Туалет работает, и вообще все… (Торопливо выходит из ванной, идет обратно в гостиную. Энергично жестикулирует.) А вот мы снова в гостиной. (Сильно топает ногой.) Полы крепкие. Газовое отопление… Это мистер Гарсия.
Старик сидит на краю кровати, куря сигарету. Ищет взглядом, куда бы можно сбросить пепел. Хозяйка снова что-то рявкает по-испански и поворачивается к Эбби с прежним умильным выражением лица.
Хозяйка квартиры. Я еще вчера велела ему отсюда убраться… (Идет к входной двери.) Вы осмотритесь пока. На мистера Гарсия внимания не обращайте, он вроде бы мой шурин.
Выходит и закрывает за собой дверь.
Тишина.
Крупный план: Эбби смотрит на мистера Гарсия, нервно оглядывает квартиру, снова переводит взгляд на мистера Гарсия.
Крупный план: мистер Гарсия безучастно смотрит на Эбби. Выпускает изо рта струйки дыма. Пепел от сигареты падает на пол.

Стрип-бар. Ночь

В своей кабинке перед микрофоном мужчина средних лет. За годы конферанса в стрип-баре его призывные речи стали удручающе неубедительными.
Комментатор. Как насчет того, джентльмены, чтобы выказать наше восхищение Лорейн, квалифицированной медсестре из Болтона, штат Техас, как насчет того, джентльмены, чтобы…

Бар

Сидящие в ряд перед стойкой бара мужчины, уставившиеся в одну точку слева за кадром. Среди них Мьюрас. Все, кроме него, в добротных, не очень модных костюмах, видно, что это люди солидные, состоятельные. Аудиосистема исторгает оглушительные звуки вариации на тему «Желтой розы Техаса» в сопровождении тарелок и тамтамов.
Входит Эбби, садится на свободный стул рядом с Мьюрасом.
Эбби. Похоже, у законодательного собрания штата перерыв в работе.
Мьюрас (продолжая с интересом смотреть за кадр). Думаю, они здесь проводят свои заседания.
Головы всех сидящих, в том числе и Мьюраса, начинают поворачиваться. Кое-кто торопливо хватает со стойки свои стаканы.
На стойке на переднем плане танцует стриптизерша. Нам видны ее белые ковбойские сапоги на высоких каблуках и голые ноги до бедер.
Разговор продолжается, Эбби смотрит на Мьюраса, но Мьюрас, как и все прочие, смотрит вверх — куда-то выше обнаженных ног стриптизерши.
Эбби. Послушай, Мьюрас, ты должен мне помочь в одном деле.
Мьюрас. Я?
Стриптизерша роняет коротенькую белую курточку из кожзаменителя на стойку. Аплодисменты.
Эбби. Приглядывай за Марти и Рэем, чтобы, не дай Бог, чего не случилось.
Мьюрас. А должно случиться?
На стойку падают две поддельные шерифские звезды. Аплодисменты.
Мьюрас. А тебе, случайно, не приходило в голову, что ты обратилась не по адресу?
Комментатор (в микрофон). Не жмитесь, джентльмены, доставайте наличные. Лорейн в это дело всю душу вкладывает, а вы кошелек боитесь раскрыть…
Эбби (вставая). Спасибо, Мьюрас.
Мьюрас (продолжая смотреть за кадр). Можешь на меня рассчитывать. Но вообще-то ты зря волнуешься. Марти вчера отправился в Корпус-Кристи.
На стойку плюхается ковбойский пояс с кобурой.
Комментатор. И помните, джентльмены, мы всегда на месте, с двух дня до двух ночи, триста шестьдесят четыре дня в году плюс Рождество — если Бог не выдаст и свинья не съест…
Спальня Рэя
Темно. За окном, залитым лунным светом, виден газон и дальше — пустая, освещенная фонарями улица.
Эбби резко садится на кровати.
Эбби. Он в доме.
Слышно, как за кадром Рэй ворочается в постели.
Рэй . А?
Эбби. Я что-то услышала, клянусь.
Рэй . Нет тут никого. Дверь заперта.
Тянет ее обратно в постель. За окном пустая улица.
Эбби (снова поднимается, смотрит на Рэя). Я так и знала. Раз мы ничего не слышали, значит, это он. Он правда очень опасен. Вообще-то он анальный…
Рэй . Чего?
Эбби. Он мне сам однажды сказал. Он сказал: «Вот тут. (Стучит пальцем по лбу.) Вот тут, Эбби, у меня что-то не в порядке. Я человек анального склада…»
Рэй (смотрит вверх на Эбби, зевая). Ух ты!
Эбби. Я тоже не могла поверить… А у меня как нарочно яркая индивидуальность… Марти всегда говорил, что слишком яркая. У него-то все наоборот… Он даже послал меня к психоаналитику — узнать, можно ли меня хоть немного угомонить.
Рэй . Да? Ну и что?
Эбби. Психоаналитик сказал, что здоровее меня никогда никого не встречал, и Марти его уволил.
Рэй (сонно). Не слыхал, чтобы психоаналитика можно было уволить.
Эбби. Так или иначе, я его больше не видела.
Рэй (с полузакрытыми глазами). Угу.
Эбби. Я говорю: «Марти, если ты извращенец, почему я должна ходить к врачу?»
Рэй . Ну а он что?
Эбби. Ничего. Он вроде тебя, больше помалкивает.
Рэй (бормочет). Спасибо.
Эбби. Даже когда он молчит, слышишь какие-то мерзости.
Рэй . М-мм.
Эбби. А когда ты молчишь — слышишь приятное.
Рэй . Ты когда-нибудь уставала?
Эбби. Что? О да, наверное. М-мм.
Рука Рэя тянет Эбби вниз, на кровать. Теперь мы снова видим окно, за которым на обочине освещенной фонарями улицы стоит зеленый «Фольксваген».
Слышен шелест простыней.
Сквозь него пробивается отдаленный скрежет металла по металлу.

Гостиная

Скрежет становится громче. Крупный план: покачивающаяся дверная ручка. Щелчок — замок наконец поддается.
Дверь медленно открывается, снаружи на дверной ручке мужская рука.
Мужчина бесшумно входит в гостиную.
В кадре сумочка Эбби, лежащая на секретере; рядом с ней — большая дорожная сумка. Мужская рука торопливо обшаривает сперва дорожную сумку, затем сумочку. Выхватывает револьвер с перламутровой рукояткой. Открывает барабан.
Крупный план: лицо мужчины.
Это Виссер. За кадром раздается щелчок, и в эту же секунду лицо Виссера озаряется тусклым оранжевым светом. В правой руке у него револьвер с открытым барабаном. Держа в левой руке свою зажигалку, Виссер исследует гнезда барабана. Три гнезда отсвечивают серебром, три других — черные, пустые.
Едва слышно скрипят пружины кровати.
Виссер, наклонив голову, прислушивается. Быстрыми шагами бесшумно пересекает гостиную и открывает заднюю дверь бунгало. Выходит на газон.

Бунгало Рэя

Обогнув угол дома, Виссер направляется к открытому окну спальни. Подойдя, опускается под окном на колени. Лезет в нагрудный карман.
Через окно мы смутно различаем спящих на кровати Эбби и Рэя.
Слышен приближающийся поначалу слабый шум. В ту секунду, когда шум становится оглушительным, комната внезапно озаряется яркой вспышкой — в ее свете мы видим Эбби и Рэя на кровати.

Телефонная будка. День

На улице за спиной Виссера ревет огромный грузовик. Ослепительно яркое солнце. Взмокший Виссер стоит в телефонной будке, плечом прижимая к уху трубку. Мы слышим, как где-то на другом конце провода звонит телефон.
Наконец кто-то подходит к телефону.
Голос. Алло.
Виссер. Марти?
Голос. Да. Это…
Виссер. Рыбку поймал?
Марти. Что?
Виссер. Поймал рыбку?
Марти. Да…
Виссер. Какую?
Марти. Послушай, ты что несешь? Дело сделано?
Виссер (прищелкнув языком). Так точно, сэр. За вами должок.

Офис Марти. Ночь

Крупный план: две связки рыб.
Рыбы плюхаются на письменный стол Марти.
Виссер сидит лицом к столу. Закуривает и кладет зажигалку на стол перед собой. Марти нервно усаживается напротив него на стул.
В баре тихо, он закрыт. Только слышно шуршание вентилятора за кадром. Марти и Виссер освещены лампой, стоящей между ними на столе. В комнату из ванной на заднем плане пробивается пучок света. Виссер смотрит на рыб.
Виссер (тупо). Отличные рыбки.
Марти, привстав на стуле, поднимает одну связку.
Марти. Хочешь парочку?
Кидает связку на стол поближе к Виссеру. Виссер мотает головой: он сказал это просто из вежливости.
Виссер. Десяти кусков будет вполне достаточно.
Марти. А может, ты мне что-нибудь сперва покажешь?
Виссер кладет на стол конверт. Марти с минуту смотрит на конверт, потом быстро его открывает и вынимает фотографию 8 х 10.
Это черно-белый снимок Эбби и Рэя в кровати. На частично прикрывающей их простыне три черных отверстия от пуль и пятна крови.
Марти тупо смотрит на снимок.
Марти. Покойники, да?
Виссер. Похоже на то.
Крупный план: Виссер тупым концом карандаша отодвигает от себя связку рыб.
Марти. Что ты… (Очерчивает пальцем тело Эбби.) Что ты сделал с трупами?
Виссер. Все, что надо. Чем меньше ты будешь об этом знать, тем лучше.
Марти. Господи, не могу поверить… (Побледнев, прячет фотографию обратно в конверт.) Меня сейчас стошнит.
Встает и, не выпуская конверта из рук, идет в ванную.
Крупный план: Виссер провожает Марти глазами.
Дверь ванной все время остается открытой, оттуда в офис проникает луч света.
Виссер. Я б хотел получить картинку обратно… (Поворачивается к столу. Смотрит на стоящий позади стола сейф. На лбу у него выступают капли пота. Обмахивается ковбойской шляпой.) И ты чего-то там сказал насчет денег.
Слышно, как за кадром спускают воду в унитазе.
Марти возвращается в офис.
Марти. Твои деньги, да.
Виссер (уставившись на стол). Я хотел тебя кое о чем спросить, Марти. Я был предельно осторожен. А ты? Ты тоже, Марти?
Марти. Ясное дело.
Виссер. Никто не знает, что ты меня нанял?
Марти наклонился к открытому сейфу, конверт все еще у него в руке. Спиной загораживая сейф от Виссера, он вынимает фотографию тел Эбби и Рэя из конверта и кладет в сейф, затем достает две пачки банкнот.
Марти. Что ты несешь, я никому ничего не сказал… (Захлопывает сейф и набирает на циферблате код.) У нас тайный роман — мы оба держим рот на замке. Мы обязаны доверять друг другу… (Пересекает комнату, бросает деньги и конверт на стол.) И в горе, и в радости.
Виссер переводит взгляд с денег на свои руки. Они у него вспотели.
Виссер. Я б на твоем месте так не говорил. Твои браки были не слишком-то удачными… (Вытирает руки о штаны.) С деньгами ты все уладил?
Марти садится и закидывает ноги в ботинках на стол.
Марти. Не твоя забота. Чем меньше ты будешь знать, тем лучше. (Улыбается.) Я просто позвонил куда надо. Все в порядке.
Виссер (качает головой). С деньгами все должно быть чисто. Такое убийство — чертовски рискованная штука.
Марти. Не хотел рисковать — не надо было соглашаться. Но тогда бы ты вообще ничего не получил. (Ногой подталкивает деньги через стол). Пересчитай, если хочешь.
Виссер (засовывая деньги в карман). Не-а, я тебе доверяю.
Вынимает из кармана руку с револьвером, целится в Марти. Стреляет. Из револьвера вырывается оранжевый огненный язычок.
Оба замирают, движется только рука Виссера.
Крупный план: Марти смотрит на Виссера.
После того как прозвучал выстрел, мы слышим только шуршание вентилятора.
Крупный план: Виссер смотрит на Марти.
Глаза Марти теперь закрыты. Но вообще он даже не шевельнулся. Спереди на рубашке расплывается кровавое пятно.
Крупный план: два лица по обеим сторонам стола.
Револьвер Виссера по-прежнему направлен на Марти.
Виссер начинает обмахиваться своей ковбойской шляпой. Единственный движущийся предмет в кадре — равномерно покачивающаяся желтая шляпа, то исчезающая в тени, то снова появляющаяся в кругу света настольной лампы. Долгая пауза.
Одна нога Марти соскальзывает со стола и со стуком ударяется об пол.
Виссер кладет револьвер на стол. Вытаскивает из нагрудного кармана носовой платок, вытирает лоб, потом стирает с оружия следы пальцев. Наклоняется и аккуратно кладет его на пол возле стола. Это револьвер Эбби с перламутровой рукояткой.
Виссер распрямляется. На столе под связкой рыб что-то сверкнуло. Это зажигалка Виссера.
Руки Виссера. Он берет деньги и конверт.
Виссер поворачивается спиной к столу, пересекает комнату и выходит из кадра. Мы слышим, как открывается задняя дверь.
Виссер. Ну и кто теперь в дураках?
Дверь со стуком захлопывается.
Единственный звук — шуршание вентилятора. Пауза. Шуршание становится громче.

Бар Марти. Позже

Темно, тихо. Из окна на передней стене падает холодный голубоватый свет уличных фонарей, освещая музыкальный автомат.
В оконное стекло упираются два пучка света от фар. К бару подъезжает машина, останавливается. Мы слышим, как открывается и захлопывается дверца, шуршат по гравию шаги. На стекле появляется большая тень, на секунду заслоняющая лучи света. Кто-то пытается открыть дверь. Обнаружив, что она заперта, идет обратно к окну и прикладывает к стеклу сложенные ковшиком руки. Возвращается к двери, секунду спустя дверь распахивается.
Человек заходит за стойку бара, приближается к кассовому аппарату. Зажигает маленькую флуоресцентную лампу, прикрепленную к кассе. Это Рэй.
Он поворачивает ключ, из кассы со звоном выскакивает ящичек. Он пуст. Рэй приподнимает ящичек и вынимает из-под него какие-то бумаги. Быстро их перелистывает, это какие-то счета, квитанции, денег нет.
Рэй (бормочет). Черт…
Засовывает бумаги обратно под ящичек и задвигает его. Оглядывает бар, что-то заметив, замирает.
Из-под двери офиса Марти просачивается свет.
Рэй идет к двери.
Рэй . Марти… (Подходит к двери, резко стучит. Никакого ответа. Дергает за ручку.) Марти.
Дверь заперта. Слышно приглушенное шуршание вентилятора.
Пауза. Рэй вытаскивает из кармана связку ключей и вставляет один в замочную скважину. Дверь распахивается.
Через плечо Рэя мы видим Марти за столом, к нам спиной. Одна нога по-прежнему лежит на столе.
Рэй . Ты что, оглох?
Никакого ответа.
Рэй направляется к Марти. Наступает на какой-то предмет. Раздается выстрел. Что-то с металлическим звяканьем катится по полу. Рэй, пораженный, хватается за край стола. Смотрит на Марти. Под стулом Марти темная лужа крови. Рэй поворачивает выключатель на стене. Свет заливает комнату. Не сводя глаз с Марти, Рэй заходит за стол.
Неподвижная голова Марти.
Рэй осматривает пол. Опустившись на колени, шарит рукой под сейфом.
В темноте под сейфом сверкает серебряный кружок. Это дуло револьвера. Наткнувшись на оружие, Рэй невольно его отталкивает.
Продолжает шарить под сейфом. Вытаскивает револьвер, смотрит на него. Это револьвер Эбби.
Рэй надолго замирает. Потом медленно поднимается.
Общий план: письменный стол, за ним Марти, позади — выпрямляющийся Рэй. Рэй переводит взгляд с револьвера на Марти, медленно кладет револьвер на стол. Пауза. Рэй начинает поднимать Марти со стула.
Из бара доносится какой-то звук — похоже, туда кто-то вошел. Рэй настораживается. Торопливо идет к разделяющей бар и офис двери.
Мьюрас (за кадром). Марти?
Звук приближающихся к двери шагов.
Крупный план: рука Рэя осторожно поворачивает «собачку» замка. Щелчок — дверь заперта.
Шаги Мьюраса еще ближе к двери.
Мьюрас (за кадром). Марти, ты дома?
Негромкий стук в дверь, Рэй замирает. Дверная ручка ходит ходуном. Рэй инстинктивно тянется к ней, но, спохватившись, отдергивает руку.
Слышны удаляющиеся шаги Мьюраса.
Напряженное лицо Рэя.
Мьюрас (за кадром). Какой у нас сегодня день, Энджи?
Женщина (за кадром). Вторник.
Мьюрас (за кадром). Вторник — дамская ночь.
Женщина (за кадром). Что?
Мьюрас (за кадром). Вторник — дамская ночь. Для баб вся выпивка бесплатно.
Мы слышим, как включается музыкальный автомат: звучит песня Мотауна.
Рэй подходит к стулу Марти, снимает свою нейлоновую ветровку. Нагнувшись, пытается вытереть лужу крови. Ничего не получается.
Распрямившись, Рэй идет в ванную, с ветровки капает кровь.

Ванная в офисе Марти

Крупный план: водопроводный кран.
Издали доносится приглушенная мелодия. Кран поворачивается, рука Рэя подставляет под струю воды грязное белое полотенце.
Забрызганный кровью пол.
Издали по-прежнему доносится музыка. В кадре рука Рэя со свернутым полотенцем. Внутри — его ветровка. Собирая с пола капли крови, Рэй тянет полотенце к луже под стулом.
Крупный план: Марти.
Рэй берет Марти под мышки. Замечает что-то, лежащее перед ним на столе.
Крупный план: револьвер на столе.
Рука Рэя, берущая револьвер.
Крупный план: карман куртки Марти.
Рука Рэя сует пистолет Марти в карман.
Рэй поднимает Марти.

Задняя стена бара. Автостоянка

В дверях появляется Рэй. Все еще слышна музыка.
Рэй спускается с крыльца. Ноги Марти, которого Рэй волочит за собой, глухо стучат по деревянным ступенькам.
Рэй закрывает за собой дверь. Смотрит на автостоянку.
Из мусоросжигателя вырываются языки огня и клубы дыма. Доносящийся оттуда рев заглушает музыку из бара. Мы слышим, как хлопает дверца машины.
Машина Рэя проезжает мимо мусоросжигателя. Из окна в огонь летит свернутое полотенце. Машина уезжает из кадра.

В машине Рэя

Впереди пустынная автострада. Слышно шуршание колес по асфальту. По радио передают выступление фундаменталистского проповедника.
Проповедник. Итак, есть три знамения, второе из которых — Глад. Как я уже говорил, он губит Африку и Индию. А третье из этих знамений — землетрясения. Не знаю, в чем тут причина, но если поговорить с геологом — а я говорил со многими, — он вам скажет, что активность землетрясений…
Рэй вспотел. Обернувшись, смотрит на заднее сиденье.
Марти лежит неподвижно.
Проповедник. …за последние два года возросла почти на восемьдесят процентов — больше того, уже через два года мы на опыте узнаем, что такое эффект Юпитера…
Рэй оглядывается. Мимо с ревом проносится грузовик.
Проповедник. …все известные планеты Вселенной выстроятся в один ряд, отчего невероятно возрастет разрушительная сила гравитации. В Евангелии от Матфея сказано, что таковые знамения свидетельствуют о пришествии Сына Человеческого. Многие добрые люди не согласятся со мной, но я верю, что Антихрист сегодня жив и обретается где-то в Европе, в этом сообществе десяти наций, о котором я говорил, и готовится к выполнению своей задачи…
Рэй выключает радио, мы слышим его тяжелое дыхание.
Крупный план: Рэй. Его челюсти сжаты. На мгновение он оборачивается и тут же резко поворачивает голову обратно. Жмет на тормоза.
Машина с визгом тормозит.

Автострада

Дверца машины открывается, Рэй выскакивает наружу. Опрометью бежит в поле, примыкающее к автостраде.
Пробежав метров пятьдесят, он останавливается, тяжело дыша. В холодном ночном воздухе видно облачко пара, вырывающееся у него изо рта. Мы слышим только его дыхание и стрекотание сверчков. Рэй смотрит назад на шоссе.
Машина стоит на обочине пустынной автострады. Лучи света от фар падают на дорогу. Незаметно никакого движения.
Рэй немного отдышался. Он в холодном поту. После долгой паузы медленно, неохотно идет к машине.
Приблизившись к машине сзади, он замедляет шаги. Заглядывает в окно.
Заднее сиденье машины пусто.
Дверь со стороны автострады распахнута.
Лицо Рэя ничего не выражает. Обогнув машину, он выходит на автостраду. Смотрит вперед.
Марти на коленях, опираясь на руки, ползет по шоссе, оставляя за собой кровавый след. Освещенный фарами машины, отбрасывает неправдоподобно длинную тень.
На лице Рэя по-прежнему никаких эмоций. Он садится за руль и, глядя вперед, нащупывает ключ зажигания.
Марти ползет.
Машина трогается. Рэй смотрит на свою цель — раздумывает, принимает решение. Вынимает ключ из замка зажигания, выходит из машины и идет к багажнику. Открывает его и вытаскивает лопату.
Крупный план: Марти.
Мы смотрим на него в упор. Из его рта вырывается облачко пара. На заднем плане Рэй. Он идет к Марти, волоча за собой лопату, лопата скребет по асфальту.
Крупный план: Рэй. Обеими руками он сжимает перекинутую через плечо лопату. Смотрит вниз на Марти. Долгая пауза. Мы слышим отдаленный рокот.
Крупный план: ноги Рэя в нескольких сантиметрах от Марти.
Рука Марти тянется к ноге Рэя и обхватывает лодыжку.
Рэй вздрагивает. Крепче перехватывает лопату.
Рокот становится громче.
Рэй выдергивает ногу, за которую схватился Марти. Поднимает голову. Рокот стал еще громче.
Позади на дороге появляется слабый отсвет фар.
Рэй смотрит в ту сторону. Наконец опускает лопату, возвращается к машине и со злостью кидает лопату в багажник, затем идет обратно, нагибается.
Крупный план: Марти.
Рэй подхватывает Марти под мышки и тащит к машине. Заталкивает его на заднее сиденье. Марти едва слышно кашляет; изо рта у него вытекает тонкая струйка крови.
Теперь мы уже отчетливо слышим рев мотора.
Рэй захлопывает дверцу. Стоит, привалившись сбоку к машине, освещенный лучами фар: грузовик ревет уже прямо за ним.
Внезапно наступившая тишина. Машина Рэя стоит посреди пустого поля. Из-за кадра доносится звук вгрызающейся в землю лопаты.
Следуя в направлении света фар, мы видим Рэя, выбирающегося из неглубокой ямы, которую он только что кончил рыть.
Рэй кладет лопату и идет к машине.
Общий план: освещенная фарами яма. Рэй тащит к ней Марти, бросает вниз.
Марти лицом вверх падает в яму.
Крупный план: Рэй наклоняется, чтобы поднять лопату, по лицу его текут струйки пота. Мы слышим, как лопата вгрызается в землю.
Рэй бросает первую лопату земли на Марти. Марти слегка шевелится.
Разогнувшись, Рэй смотрит в яму. Снова нагибается и продолжает забрасывать могилу землей, то появляясь в кадре, то исчезая. Пока Рэй работает лопатой, Марти шевелится под тонким слоем земли. Из ямы доносится слабый невнятный звук.
Правая рука Марти начинает едва заметно подниматься.
Рэй, опершись на лопату, стоит на краю ямы в ярком свете фар. На погруженном в тень переднем плане появляется и тянется к Рэю рука Марти с пальцем в лубке, в руке револьвер Эбби.
Рэй стоит неподвижно и безо всякого выражения на лице наблюдает за рукой, не делая попыток отойти в сторону.
На переднем плане револьвер. Марти пытается средним пальцем нажать на курок.
Рэй ждет.
Дрожащий револьвер. Палец на курке белеет.
Палец нажимает курок, мы слышим сухой щелчок пустого барабана.
Рэй тупо смотрит вниз на Марти.
Рука Марти с револьвером. Рэй, подпираясь лопатой, медленно наклоняется над краем ямы. Его рука касается руки Марти. Марти еще дважды нажимает курок — оба раза осечка. Рука Рэя медленно накрывает дуло револьвера, тянет дуло к себе. Револьвер выскальзывает из пальцев Марти.
Крупный план: вгрызающаяся в землю лопата.
Рэй яростно закидывает могилу землей.
Марти едва виден под грязью.
Рэй, тяжело дыша, продолжает работать лопатой.
Яма наполовину полна.
Рэй с яростью кидает землю. Прерывисто дышит.
Яма полностью засыпана. Рэй утрамбовывает землю, яростно колотя по плоскому холмику лопатой.
Крупный план: лопата плашмя опускается на землю. Снова и снова.

Открытое поле, восход солнца

За кадром удары лопатой по земле в ритме стаккато. Потом воцаряется тишина. Солнце уже показалось из-за горизонта. На переднем плане Рэй. Он сидит на подножке своей машины и курит, глядя в какую-то точку за кадром.
Мы следуем за его взглядом. Совсем близко дом. В чистом поле, посреди аккуратного зеленого прямоугольника травы он выглядит как-то нелепо.
Рэй равнодушно смотрит на дом.
Глубоко затянувшись, бросает недокуренную сигарету. Берет лопату, идет к могиле и несколько секунд на нее смотрит, обеими руками крепко сжимая лопату. Возвращается к машине, бросает лопату в багажник, садится за руль и включает зажигание. Мотор, кашлянув, глохнет. Рэй повторяет попытку. Мотор кашляет, ревет и наконец оживает. Машина проезжает по могиле и мчится по изрытому полю к маячащему в отдалении шоссе.
В тусклом предутреннем свете Рэй ведет машину по прямой пустой автостраде.
Крупный план: Рэй. Бледный и спокойный.
Автострада. Навстречу едет видавший виды белый микроавтобус. Мигает фарами.
Рэй исподлобья смотрит на микроавтобус.
Тот приближается. Снова мигает фарами.
Челюсти Рэя сжимаются. Он напряженно смотрит на микроавтобус. Опускает взгляд.
Крупный план: приборная панель. Рука Рэя нажимает на тумблер: он забыл выключить фары.
Когда микроавтобус поравнялся с машиной Рэя, мы перехватываем взгляд его водителя. Он улыбается и, перед тем как исчезнуть из кадра, показывает Рэю большой палец: мол, правильно понял.

Безлюдная бензоколонка

Она еще не открылась. Пустая машина Рэя одиноко стоит на стоянке. Вплоть до самого горизонта расстилается пустынная прерия. В кадре никакого движения.
Мы слышим телефонный звонок. На пятом или шестом звонке трубку снимают.
Эбби (в телефонную трубку, сонно). Алло?
Рэй (хрипло). Эбби… у тебя все в порядке?
Эбби. Рэй?.. Который час?
Рэй . Не знаю. Рано еще… Я тебя люблю.
Эбби. А у тебя все в порядке?
Рэй . Не знаю. Я, пожалуй, пойду…
Рэй в телефонной будке.
Эбби. О’кей, пока… Спасибо, Рэй.
Рэй . Эбби…
В трубке частые гудки.

Квартира Эбби

Крупный план: голова Эбби на подушке. Эбби спит. Слышно, как открывается и захлопывается дверь. Секунду спустя в кадре появляется измазанная грязью рука Рэя и нежно отбрасывает прядь волос с лица Эбби. Мы слышим, как Рэй идет по квартире, и — чуть позже — звук льющейся воды.
Эбби поворачивается. Смотрит за кадр.
Общий план: Рэй стоит на пороге ванной. Вытирает полотенцем руки.
Эбби (сонно). Рэй?
Рэй . Ты плохая.
Еще не проснувшаяся толком Эбби улыбается.
Эбби. Что?
Рэй . Я сказал: ты плохая.
Долгая пауза.
Эбби (улыбаясь.) И ты тоже.
Рэй садится за стол в дальнем углу комнаты. Откидывается на спинку стула, кладет ноги на стол. Смотрит на Эбби.
Рэй . Мы оба с тобой плохие.
Затемнение.
В полной темноте раздается щелчок. В кадре оранжевый фотолабораторный фонарь, под ним металлическая кювета, в которой горят два обрывка негатива.
Появляется рука Виссера и манжет желтого рукава, в руке — черно-белая фотография размером 8 х 10. Фотография падает в кювету. Пока она горит, мы успеваем увидеть, что это тот самый снимок «трупов» Эбби и Рэя, который Виссер показывал Марти, только на этой копии отверстия от пуль и кровь нарисованы не очень похоже.
Еще одна копия падает в кювету и сгорает. На ней есть отверстия от пуль, но крови нет.
Следом падает и сгорает еще одно фото. Это оригинал в первоначальном виде: спящие Эбби и Рэй в постели.
В кадре появляются руки Виссера с конвертом, который он унес из офиса Марти. Виссер рвет его надвое и опускает было в кювету, но вдруг замирает.
Из разорванного конверта выглядывает рекламный листок.
Виссер вытаскивает из конверта две половинки рекламки и складывает их. На листке размером 8 х 10 надпись: «Все сотрудники обязаны перед работой мыть руки».
Крупный план: Виссер смотрит на рекламку, не веря своим глазам.
В кадре появляется его рука, подносящая сигарету ко рту и затем исчезающая в кармане.
Через секунду рука снова появляется в кадре — пустая. Обшаривает нагрудные карманы в поисках зажигалки. Ее там нет.
Фонарь гаснет. Слышно, как захлопывается дверь.

Квартира Эбби. День

Рэй дремлет на стуле. За кадром хлопает дверь, Рэй открывает глаза.
Эбби выходит из ванной.
Эбби. Почему ты не ложишься в постель?
Рэй (вяло). Я не думал, что смогу заснуть. Странно, что ты смогла. Ты вообще как?
Эбби. Нормально… (Идет к кровати, садится.) Ты звонил мне утром.
Рэй . Да. (Эбби смотрит на него, ждет продолжения.) Я просто хотел тебе сообщить, что все в порядке. Я обо всем позаботился. Теперь у нас одна задача: уцелеть.
Эбби. Ты о чем?
Рэй наконец посмотрел ей в лицо.
Рэй . Я все знаю, Эбби. Вчера ночью я заходил в бар.
Эбби (встревоженно смотрит на него). Что случилось? Мьюрас там был?
Рэй . Угу. (Короткий смешок.) Впрочем, он меня не видел. И никто не видел. (Встает, опрокинув при этом стул, и рассеянно оглядывает комнату.) Холодно здесь, что ли?
Эбби (взволнованно). Так что же все-таки случилось?
Рэй . Я все прибрал, но это не важно… (Начинает нервно ходить взад-вперед по комнате: что-то ищет.) Гораздо важнее, что теперь делать, в смысле: как сделать, чтобы все было чисто. Нам нужно время, чтобы подумать, обмозговать хорошенько… (Отодвигает какой-то ящик, продолжая что-то искать.) Хотя немного времени мы выиграли. Но вести себя надо с умом.
Эбби. Рэй…
Рэй . Эбби, никогда не целься в человека, если не собираешься его пристрелить. А уж когда пристрелишь, удостоверься, что он мертв… (Все более нервно расхаживает по квартире, рассеянно заглядывая во все углы.) Потому что если он остался жив, он встанет, постарается тебя убить и убьет. (Умолкает, видно, совсем обессилев.) Это единственное, чему нас научили на этой проклятой армейской службе. Где, черт подери, моя ветровка?
Эбби. Рэй, ради Бога, что случилось?
Рэй в ореоле яркого солнечного света идет к окну.
Рэй . Не важно. Главное, что мы это сделали. Все остальное ерунда. Мы это сделали — ты ради меня, я ради тебя. (Нагнувшись, начинает рыться в кипе одежды у окна.) Вот что важно.
Эбби. Не понимаю, о чем ты говоришь.
Рэй оборачивается. Глядя на Эбби, медленно распрямляется и замирает.
Эбби. Я… я не пойму… ты о чем, Рэй? Я ничего тако-о-го не сделала.
Рэй . А как это назвать?!
Эбби, изумленная, не может сдержать волнение.
Эбби (скороговоркой). Рэй, я тебя просто не узнаю. Сперва ты звонишь в пять утра, говоришь по телефону всякие приятные вещи, а потом врываешься сюда и пугаешь меня до полусмерти, даже не удосужившись объяснить, чего я должна бояться. Нет, это просто потрясающе!
Рэй по-прежнему стоит неподвижно. Долго не может заговорить.
Рэй (мягко). Не лги мне, Эбби…
Эбби все еще очень возбуждена.
Эбби. Как я могу лгать, если я даже не знаю… (Ее прерывает телефонный звонок. Она смотрит на аппарат и, минуту помедлив, продолжает с усилием.) В смысле если у вас с ним что-то произошло, драка или еще что, мне плевать — если только ты…
Голос у нее срывается.
Телефон не перестает звонить. Рэй и Эбби смотрят друг на друга, не обращая внимания на звонки.
Рэй . Возьми трубку.
Крупный план: телефон продолжает звонить. Рука Эбби поднимает трубку.
Эбби. Да.
Слышно только мерное шуршание вентилятора. Эбби прикладывает трубку к другому уху, напряженно вслушивается. Тот же звук мы слышали раньше, когда она поднимала телефонную трубку в доме у Рэя.
Как и тогда, раздаются частые гудки.
Эбби (глядя на Рэя). Черт, это он.
Долгое молчание. Тишину нарушает голос Рэя.
Рэй . Кто?
Эбби. Марти.
Опять воцаряется тишина.
Общий план: квартира.
Рэй у окна. Невесело смеется. Смех резко обрывается.
Эбби. Что с вами обоими происходит?
Рэй (спокойно). Ничего… (Пересекает комнату.) Можешь ему перезвонить — кто бы это ни был… (Направляется к двери.) Я не стану тебе мешать.
Помедлив в прихожей, вытаскивает из кармана револьвер Эбби. Кладет на полку у двери.
Эбби ждет. Слышно, как открывается дверь.
Рэй (за кадром). Ты забыла там свое оружие.
Слышно, как захлопывается дверь.
Крупный план: вентилятор под потолком.
Слышно мерное шуршание вентилятора. Это гостиная в бунгало Рэя.
На переднем плане Виссер: он сидит на стуле, держа на колене телефонный аппарат, и смотрит на открытую входную дверь. Рядом с ним на секретере валяется содержимое дорожной сумки Эбби. Маленькой сумочки там нет. Минуту спустя Виссер встает и начинает сгребать вещи с секретера в дорожную сумку.

Гостиная в квартире Мьюраса. День

Темно, утренний свет едва просачивается из-за задернутых штор. Это небольшая современная квартира, какие сплошь и рядом встречаются в многоквартирных домах. Ворсистые ковры, встроенный бар. На переднем плане в темноте мигает красный огонек на автоответчике.
На заднем плане открывается входная дверь, в которую врывается сноп солнечного света. Мьюрас нагибается, подбирает с пола две газеты, входит и закрывает за собой дверь.
На переднем плане в кадре появляется его рука. Нажав кнопку «перемотка» на автоответчике, рука исчезает из кадра. На столик рядом с автоответчиком падают, одно за другим, несколько почтовых отправлений, пленка тем временем перематывается назад. Снова появляется рука, нажимает кнопку «воспроизведение».
Женский Голос. Привет, Мьюрас, это Элин, Элин Тренд, а звоню я, чтоб узнать, чего ты там ляпнул про Сильвию, черт тебя дери… (Конверты один за другим продолжают падать на столик.) Она говорит, ты дерьмо, и, по правде сказать, я ей верю. Но я тебя все равно люблю, не сомневайся. Короче, позвони мне поскорей, потому что вечером я улетаю в Южную Америку — в Уругвай, понятно?
Частые гудки. Сигнал.
Голос Марти (грубо). Слушай внимательно, сукин сын, ты знаешь, кто это. Я только что вернулся из Корпус-Кристи, гляжу — из сейфа пропала куча денег… (Конверты перестают падать. Мьюрас напряженно слушает.) Я не говорю, что ты их взял, но отвечаешь за порядок в баре ты, и я велел тебе приглядывать за твоим поганым дружком. Сегодня… хм, сегодня в бар не приходи, у меня назначена встреча. Но завтра я хочу перекинуться с тобой парой слов — и с Рэем, если тебе удастся его найти.
Частые гудки. Сигнал.
В кадре появляется рука Мьюраса.
Женский Голос. Мьюрас, где тебя носит, черт подери? Я…
Рука нажимает на кнопку «стоп».
Крупный план: палец Рэя касается темного пятна на обивке заднего сиденья машины. Когда Рэй убирает палец, кончик красный — на сиденье еще не высохла кровь.
Рэй смотрит вниз на сиденье. Задом вылезает из машины и по подъездной дорожке идет к дому.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: