Годар о себе

8 Июл

В жизни люди цитируют все, что хотят. Значит, мы имеем право цитировать все, что нам нравится. Так что я показываю людей, которые цитируют. Только я стараюсь, чтобы то, что цитируют они, нравилось и мне. В  свои заметки, куда я  заношу  все,  что  может пригодиться для нового фильма, я  включу и фразу Достоевского,  если  она мне  понравится.  Зачем  стесняться? Если вы хотите что-то сказать, у вас есть только один путь: сказать.

В  живописи существовала раньше традиция делать копии.  Художник ехал в Италию, писал  картины, копируя  или  изучая живопись мастеров, мы поставили кино на  свое место в истории искусства.

***

Я всегда использовал цитаты — иными словами, я никогда ничего не придумывал… В кино мне кажется интересным именно то, что совершенно ничего не нужно придумывать. В этом смысле оно близко к живописи; в живописи ничего не изобретается — поправляют, позируют, собирают воедино, но ничего не придумывают. В музыке уже иначе, она ближе к роману. Кино мне интересно тем, что оно способно быть… немного всем на свете. Это живопись, которая может быть построена, как музыка.

***

Чтобы делать кино, достаточно снимать свободных людей.

***

Для меня делать фильм означает быть сыщиком, адвокатом, судьей или прокурором, который приносит в суд доказательства и пытается разобраться, что же это такое.

***

Кино делается не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы терять их. Впрочем, некоторые на нем и зарабатывают: сегодня фильмы снимают для того, чтобы потом, когда их покажут по телевизору, они приобрели — благодаря широкой аудитории — сверхстоимость.

***

Мои фильмы не смотрят — значит, я должен сделать нечто, чтобы превзойти самого себя. Меня это озадачивает…

***

Есть люди, которые говорят, что ничего не поняли в  моих фильмах. Но там нечего понимать. Надо только слышать и брать. Когда я слушаю пластинку, я не обязательно понимаю слова, но сам диск я понимаю.

***

Самое  ужасное  то, что в  кино трудно делать вещи,  которые совершенно естественно   делает  живописец:  останавливается,  отступает,  отчаивается, начинает заново, что-то меняет…

***

Делать  фильм – это  соединение  трех  операций:  думать,  снимать, монтировать.  Все  не может быть заложено в сценарии. А если  в сценарии уже все содержится,  если  люди плачут или  смеются,  читая его, остается только отпечатать его и продавать в книжных магазинах.

***

Нечего талдычить о своих чувствах по поводу фильмов. Фильмы не могут вызывать чувств. Они не женщины — их не поцелуешь

***

Все, что нужно для хорошей ленты, — это девушка и пистолет

***

Для меня съемки — времяпрепровождение. Будь у меня достаточно силы воли, я бы ничего не делал.

***

У  меня  было…  желание  опубликовать  первый  роман  в  издательстве «Галлимар»…  Но литература всегда  смущала меня тем, что надо писать фразу за фразой. Ладно, первую фразу я смогу  написать,  но  я всегда задавал себе вопрос,  что я  напишу потом. И я не знал ответа… Кино, если  вам  угодно, ставит тот же вопрос и может дать  на него ответ подобно  музыке и живописи, потому  что   существует  что-то  вроде  монолита,   который   не  позволяет остановиться на ходу,  задать  себе  глуповатый,  но сложный вопрос Портоса: «Как получается, что  я переставляю  одну ногу, а потом другую?»  Задав этот вопрос, Портос  останавливается. В кино я тоже  спрашиваю  себя:  «Что будет после этого плана?» Как что – второй план… Но я не ощущаю этот вопрос как непреодолимую  невозможность.  Очень рано я спросил себя: «А что расположено между планами?»

Добавить комментарий

