Кэмерон Д. Аватар (3)

11 Июл

ИНТ. ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ — УТРО

ДЖЕЙК закончил доклад для СЕЛФРИДЖА и КУОРИЧА. Бросив разглядывать стену леса, Куорич поворачивается, демонстрируя хищную ухмылку.

КУОРИЧ
Клан солдафонов?
(он смеется)
И это сработало?

ДЖЕЙК
(ухмыляясь)
Ага. Они будут меня учить. Хотят знать, смогу ли стать одним из них.

КУОРИЧ
Вот что значит проявить инициативу.
Жаль, что у меня нет десятка таких как ты.

СЕЛФРИДЖ
Смотри. Салли — узнай, чего хотят эти синие обезьяны.
Мы пытались дать им медицину и образование. Дороги! Но нет — они любят грязь. Я бы не переживал так, но —

Селфридж поворачивается к большому ТРЕХМЕРНОМУ ГРАФИЧЕСКОМУ ДИСПЛЕЮ, указывает. Изображение движется от «Врат ада» к предполагаемой шахте на расстоянии в несколько километров.

СЕЛФРИДЖ
Их чертова деревня расположена прямо над крупнейшим месторождением анобтаниума на сотни километров вокруг. Это плохо — для них — потому что им придется переехать.

ДЖЕЙК
(понимая это)
Доктор Огустин знает об этом?

СЕЛФРИДЖ
Да, знает, и она попадет на следующий обратный рейс, если попытается вставлять мне палки в колеса.

ДЖЕЙК
Так — кто уговорит их съехать?

КУОРИЧ
(поворачиваясь)
Угадай.

ДЖЕЙК
Что если они не захотят уходить?

КУОРИЧ
(холодно)
Для них будет лучше, чтоб захотели.

СЕЛФРИДЖ
Убивать туземцев, конечно, скверно, но есть вещь, которую акционеры ненавидят больше, чем плохие отзывы в прессе – это плохие квартальные отчеты. Найди такой пряник, чтобы они ушли сами, иначе будет применен только кнут.

Джейк потрясен величиной своей новой обязанности.

КУОРИЧ
У тебя три месяца. Потом туда прибудут бульдозеры.

ДЖЕЙК
Будет сделано.

В СТЫК:

ИНТ. БИО-ЛАБОРАТОРИЯ — УТРО

ДЖЕЙК толкает свое кресло-каталку через лабораторию, рядом с ним ГРЕЙС и НОРМ. Грейс одну за одной показывает Джейку СТЕРЕО ФОТОГРАФИИ — портреты членов клана, сфотографированных ей за предыдущие годы — на манер карточек для запоминания.

ДЖЕЙК
Цу’Тэй.
(следующее фото)
Мо’ат.
(следующее фото)
Эйтукан.

ГРЕЙС
Он вождь клана.
(показывает на фото Мо’ат)
А она духовный лидер. Как шаман.

ИНТ. ОПЕРАТОРСКАЯ

Они входят, не прекращая диалог.

ДЖЕЙК
Понял. А кто такая эта Эйва?

НОРМ
Кто такая Эйва? О, всего лишь их божество. Великая Мать. Богиня, сотворившая все живое. Ты бы знал это, если бы имел хоть какую-то подготовку.

Он вытаскивает себя из инвалидного кресла в капсулу.

ДЖЕЙК
А у кого свидание с дочкой вождя?

ГРЕЙС
Заткнись. Господи, прямо детский сад.

Пока Джейк погружается в мягкие объятия капсулы связи, Грейс отдает команды на пульте управления.

ГРЕЙС
Нейтири была моей лучшей ученицей. Она и ее сестра Сильванин. Просто изумительные девушки.

ДЖЕЙК
Сестры не встречал.

ГРЕЙС
(тихо)
Она умерла.
(поворачиваясь к нему)
Ладно, пора начинать — в деревне рано встают.

МАКС
Капсула готова.

Грейс опускает решетку био-сенора над грудью Джейка.

ГРЕЙС
Не глупи сверх меры.

Она закрывает камеру и мы —

ИНТ. ДЕРЕВО ДОМА / ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ — ДЕНЬ

КРУПНЫЙ ПЛАН: АВАТАР ДЖЕЙКА просыпается, моргая, смотрит вверх на —

ДЕРЕВО ДОМА над головой, как купол готического собора. Солнечные лучи проникают сквозь просветы возвышающегося свода.

В СТЫК:

ИНТ. ОБЩИНА — ДЕНЬ

ДЖЕЙК ходит среди жителей деревни, которые занимаются своими повседневными делами.

— молодые девушки сидят вместе, ткут и ПОЮТ. Они провожают его взглядом, затем возвращаются к делу.

— двое мужчин чистят пойманную ими рыбу.

— молодая мать растирает зерна в муку, пока нянчится с младенцем.

– дети гоняются друг за другом и карабкаются как обезьяны. Одна смелая ДЕВОЧКА подбегает к Джейку, останавливается – таращится – затем, заливисто рассмеявшись, бежит обратно к своим друзьям.

УХМЫЛЯЯСЬ, Джейк поворачивается и видит, как НЕЙТИРИ приближается к нему легким галопом на ЛЮТОКОНЕ. Она ведет за собой вторую лошадь, старую горбатую КОБЫЛУ. Его ухмылка пропадает.

НАТ. РЕКА ВОЗЛЕ ДЕРЕВА ДОМА — ДЕНЬ

ДЖЕЙК нервно хватает подпругу кобылы. Нейтири держит ее за кольцо в носу, пока Джейк неклюже садится на лошадь.

Джейк тянет одну из АНТЕНН лошади вниз, к своей косичке. Он нерешительно соединяет их и —

КРУПНЫЙ КАДР — усики СПЛЕТАЮТСЯ.

ЗРАЧКИ Джейка РАСШИРЯЮТСЯ и его рот раскрывается. Глаза лошади широко открываются и она нервно РЖЕТ. Нейтири касается кончиками пальцев нейро-интерфейса.

НЕЙТИРИ
Это цахейлу — связь. Почувствуй ее сердцебиение, ее дыхание. Почувствуй ее сильные ноги.

Джейк закрывает глаза, кивая. Одно целое с лошадью.

ЦУ’ТЭЙ и другой молодой охотник появляются из леса, ведя ДВУХ ЛЮТОКОНЕЙ. Величественные животные пьют близ края водоема. Цу’Тэй с презрением наблюдает за обучением Джейка верховой езде.

НЕЙТИРИ
Ты можешь сказать ей что делать —
(она прикосается к голове лошади)
— внутри. Скажи ей куда идти.

ДЖЕЙК
Вперед.

Лошадь СТАРТУЕТ с места в КАРЬЕР. Джейк болтается, не понимая как удержаться на животном, и вскоре СВАЛИВАЕТСЯ. Он болезненно приземляется в грязь.

Он поднимается, оттирая грязь с колен и задницы, в то время как Нейтири ведет лошадь обратно к нему.

НЕЙТИРИ
Еще раз.

НАРЕЗКА КАДРОВ – Джейк падает с лошади всевозможными способами, с каждым разом приземляясь заметно жестче.

ВИД НА ДЖЕЙКА, лежащего лицом в речной грязи. Он с трудом поднимается на четвереньки. В этот момент он замечает как —

ЦУ’ТЭЙ и другой ОХОТНИК с шумом пересекают мелкую реку на своих лютоконях. Из-под их копыт разлетаются брызги.

Весь покрытый грязью Джейк стоит, в то время как Цу’Тэй останавливает свою лошадь возле него и смотрит с презрением вниз.

ЦУ’ТЭЙ
Ты должен уйти.

ДЖЕЙК
(обращаясь к Нейтири)
Так и знал, что этот парень говорит по-английски!

Цу’Тэй поворачивается к Нейтири, которая ведет обратно старую кобылу.

ЦУ’ТЭЙ
(субтитры)
Этот чужак ни чему не научится. Камень Видит больше.

Она вздыхает, соглашаясь. Цу’Тэй и другой охотник поворачивают своих лошадей и ШУМНО УСКАКИВАЮТ в лес.

НЕЙТИРИ указывает на лошадь Джейка.

НЕЙТИРИ
Еще раз.

В СТЫК:

ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ — НОЧЬ

Вокруг стола стоят ДЖЕЙК, ПОЛКОВНИК КУОРИЧ, СЕЛФРИДЖ, несколько ИНЖЕНЕРОВ и ОФИЦЕРОВ. Джейк рассказывает им план внутренней структуры Дерева Дома.

ДЖЕЙК
Там есть внешний ряд колонн, потом второй здесь, и внутренний здесь. В центре конструкция вроде спирали, по ней они перемещаются вверх-вниз.

КУОРИЧ
Мне понадобятся точные сканы каждой колонны.

ДЖЕЙК
Понял.

ВИД НА МАКСА, на лестнице. Он видит, как Джейк что-то быстро говорит Куоричу, но не слышит. Нахмурившись, он возвращается обратно вниз.

В СТЫК:

ИНТ. БИО-ЛАБОРАТОРИЯ — ДЕНЬ

ДЖЕЙК, ГРЕЙС и НОРМ пакуют научное оборудование и припасы.

ГРЕЙС
Я не позволю Куоричу и Селфриджу управлять нашими делами.
(многозначительно смотрит на Джейка)
Мы отправляемся в горы. Там есть мобильный блок, на Участке 26, где мы можем работать.

НОРМ
В Горы Аллилуйя?

ГРЕЙС
Так точно.

НОРМ
Йессс!
(взглянув на Джейка)
Легендарные Парящие Горы Пандоры. Слышал о них?

В СТЫК:

НАТ. ДЖУНГЛИ — В ВОЗДУХЕ — ДЕНЬ

«САМСОН» ГРОХОЧЕТ над джунглями, взбираясь на укутанные туманом горы.

В ЗАКРЫТОЙ КАБИНЕ: Норм на переднем плане, располагается на левом сидении, и Труди может объяснять ему работу системы управления. Джейк и Грейс — позади них, на откидных сидениях.

ОТКЛЮЧЕННЫЕ АВАТАРЫ Грейс и Норма едут в открытом заднем отсеке.

ТРУДИ
Он понимает только ласку. Вот, положи свою руку на циклик —

Она показывает на рычаг между ее коленей. Норм нерешительно наклоняется и кладет свою руку на поверх ее.

ТРУДИ
Чувствуешь, как мягко он движется? Ты едва подумаешь, а вертолет уже реагирует.

ВИД НА НОРМА: — как он реагирует на крошечные намеки горячей женщины-пилота.

«САМСОН» кажется маленьким на фоне огромных СКАЛИСТЫХ АРОК.

ГРЕЙС
Посмотрите на эти магнитные образования. Мы приближаемся.

ТРУДИ
Да, так и есть. Взгляните на приборы.

На панели управления многие дисплеи «сходят с ума».

ГРЕЙС
Да, мы в электро-вихре.

ВПЕРЕДИ, облака расступаются, открывая —

ГОРЫ АЛЛИЛУЙЯ. Прямо перед ними.

НОРМ
Боже мой.

Джейк наклоняется вперед, между спинками сидений, чтобы больше увидеть через переднее стекло.

ВИД ИЗ ГЛАЗ ДЖЕЙКА — огромные скальные острова парят в восьмистах метрах над землей. Они все обросли лесом и всклокоченные поросли лиан свешиваются с них вниз. Водопады падают со всех сторон и превращаются внизу в водяную пыль.

ВИД ДЖЕЙКА, застывшего в изумлении. Он одновременно впечатлен и взволнован.

Труди оборачивается к Джейку, ухмыляясь.

ТРУДИ
Видел бы ты свою рожу.

ПАНОРАМА С ВОЗДУХА – «Самсон», приближающийся к парящим скальным островам, кажется крошечным на их фоне. Это архипелаг посреди облаков, его острова отбрасывают огромные тени на лесистые склоны внизу.

ДЖЕЙК (ЗА КАДРОМ)
Да, но что удерживает их в воздухе? Грейс объяснила мне — особый вид магнитной левитации, так как анобтаниум — это сверхпроводник. Или что-то типа того. По крайней мере, кто-то понимает это. Но не я.

В СТЫК:

НАТ. УЧАСТОК 26 — ДЕНЬ

Удаленная ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАНЦИЯ — ДВЕ ХИЖИНЫ и несколько пристроек с инструментами находятся высоко на мысе около гор Аллилуйя. Хижины — это ПЕРЕМЕЩАЕМЫЕ ПО ВОЗДУХУ МОДУЛИ размером с автобус.

САМСОН приземляется, ветер от его винтов прибивает траву к земле. Люди в МАСКАХ выпрыгивают наружу.

Они движутся прямо к Мобильному модулю, вокруг — впечатляющая панорама.

В СТЫК:

ИНТ. МОБИЛЬНЫЙ БЛОК — ДЕНЬ

НОРМ и ТРУДИ помогают ДЖЕЙКУ с его креслом, пока он проезжает через ТАМБУР-ШЛЮЗ. ГРЕЙС уже внутри, включает ГЕНЕРАТОР. Она зажигает свет и включает оборудование.

Тут 4 койки, куча исследовательского оборудования и — через короткий соединительный коридор — ТРИ МОДУЛЯ СВЯЗИ во втором отсеке.

Пока Грейс запускает оборудование капсулы, Джейк останавливается посмотреть на СТЕРЕОФОТОГРАФИИ, которые приклеены и приколоты над ее рабочим местом.

ФОТОГРАФИИ БЛИЗКО — Грейс позирует в школе с улыбающимися детьми. На одной она с двумя долговязыми девченками, младшая Нейтири и старшая девочка, очень на нее похожая.

ГРЕЙС
Джейк, возьми номер два, он почти не глючит. Норм, подготовь капсулу Джейка.

Норм свирепо смотрит на Джейка, пока он движется.

ДЖЕЙК
Эй, какие-то проблемы?

Норм поворачивается к Грейс и дает волю возмущению.

НОРМ
Я три года готовился к этой миссии.
Я свободно говорю на На’ви.
(указывая на Джейка)
А он, тупой кубаноид – вот так неожиданность! – становится послом культуры?

ГРЕЙС
Это не наш выбор, Норм.

Он смотрит с негодованием на Джейка.

НОРМ
Я приехал сюда не для того, чтобы мыть тарелки, пока ты тут заказываешь себе какой-то межвидовой трах.

Он удаляется.

ГРЕЙС
Он скоро остынет.

Она указывает на модуль Джейка.

ГРЕЙС
Давай-ка, забирайся.

В СТЫК:

ИНТ./НАТ. ДЕРЕВО ДОМА — ГНЕЗДО БАНШИ

СМОТРИМ ВНИЗ вдоль центрального ствола Дерева Дома, с высоты 80 метров. Жители деревни отсюда напоминают муравьев.

Джейк пытается держаться вместе с Нейтири, когда она прыгает вверх по центральному стволу как лемур. Он забирается на последний уровень, еле переводя дыхание. Она ведет его НАРУЖУ на —

Большую ветку. Через просветы в листве Джейк видит другие Великие Деревья, разбросанные по всему ландшафту как огромные зонтики над лесом.

НЕЙТИРИ устремляется вдоль по ветви к какой-то КОНСТРУКЦИИ – ПАУТИНЕ, сплетенной из толстых волокон. ТЕМНЫЕ ФИГУРЫ, цепляющиеся за нее, шевелятся, издавая шероховатый ШЕЛЕСТ.

Нейтири издает серию ТРЕЛЕЙ и ЩЕЛЧКОВ.
Одна из фигур ДВИЖЕТСЯ к ним, являя себя в луче солнечного света.

Гигантский ГОРНЫЙ БАНШИ. Намного более крупный, чем лесные банши, он выше На’ви, с 10-метровым размахом крыльев. Жесткий ФФХУП, словно треск паруса, раздается, когда он спускается на ветку прямо перед ней.

ДЖЕЙК
Охренеть.

НЕЙТИРИ
Не смотри ей в глаза.

Нейтири дает банши большой кусок мяса, который та ХВАТАЕТ и проглатывает. Она что-то шепчет, поглаживая зверя по ШЕЕ.

Банши издает характерный РЕВ и несколько ее сородичей отвечают ей из теней.

Нейтири подхватывает свою косичку и осторожно соединяет ее с АНТЕННОЙ банши. Та вздрагивает и расправляет крылья, когда их нервные системы связываются.

НЕЙТИРИ
Икран это не лошадь. Когда связь есть, икран будет летать с одним Охотником всю жизнь.

Она легко вспрыгивает на спину животного.

НЕЙТИРИ
Чтобы стать таронью — Охотником — ты должен выбрать своего икрана. А он должен выбрать тебя.

ДЖЕЙК
Когда?

НЕЙТИРИ
Когда ты будешь готов.

БАНШИ дрожит от предвкушения.

НЕЙТИРИ
Хееййаааа!

Джейк приседает, когда огромные крылья ВНЕЗАПНО РАСПАХНУЛИСЬ, и банши СРЫВАЕТСЯ с ветви. Она устремляется вниз сквозь полог леса, жестко выходит из пике, испускает КРИК и хлопает крыльями, стремительно набирая высоту.

Завершая вираж, Нейтири направляет банши в БРЕЮЩИЙ ПРОЛЕТ прямо над Джейком, и он снова рефлекторно приседает.

ВИД НЕЙТИРИ — полет в идеальном слиянии с ее крылатым спутником, джунгли проплывают под ней.

В СТЫК:

Переведено на сайте http://www.notabenoid.com
http://notabenoid.com/book/6059/18485

ИНТ. МОБИЛЬНЫЙ БЛОК — НОЧЬ/НАТ.

СТЕРЕОКАРТИНКА ВИДЕО-ДНЕВНИКА — Джейк только что включил камеру. Он выглядит уставшим.

ДЖЕЙК
А это обязательно? Мне бы вздремнуть.

ГРЕЙС, за ним, смотрит в МИКРОСКОП, хмурая.

ГРЕЙС
Нет — сейчас, когда воспоминания еще свежие.

ДЖЕЙК
Да, да.
(в камеру)
Дни — уже давно потерял счет.
Язык — полная хрень, но я понял, это как сборка автомата. Повторяешь, повторяешь.

ДАЛЬШЕ ИДЕТ НАРЕЗКА С ОБУЧЕНИЕМ:

ДЖЕЙК И НЕЙТИРИ сидят на коленях внутри Дерева Дома. Нейтири касается своих губ кончиками пальцев.

ДЖЕЙК
Сейри.

Она касается своего носа, ушей, глаз в быстрой последовательности.

ДЖЕЙК
Онту, микьюн, нари.

НЕЙТИРИ стоит рядом с ним, поправляя его позу, когда он натягивает лук.

РЕЗКО командуя, она БЬЕТ его по плечу, потом по локтю, грубо заставляя его принять правильную позу.

ДЖЕЙК (ЗА КАДРОМ)
Нейтири думает, что я типа придурок.

ДЖЕЙК-ЧЕЛОВЕК поднимается из КАПСУЛЫ и видит —

ТРУДИ и НОРМ застигнутые ВРАСПЛОХ на кровати Норма. Норм краснеет, а Труди быстрым движением накрывает обоих одеялом.

ДЖЕЙК (ЗА КАДРОМ)
Отношения с Нормом наладились.

НОРМ с ДЖЕЙКОМ работают за маленьким столиком в кухне их МОБИЛЬНОГО БЛОКА.

НОРМ
Спасибо?

ДЖЕЙК
Ирейо.

Норм смешно пародирует его произношение.

НОРМ
Иррррейо. Иррррейо. Надо закрутить Р, к-р-р-р-утить ее.

Норм заставляет Джейка повторить слово, разочаровываясь еще больше.

ДЖЕЙК (ЗА КАДРОМ)
Хорошо, что мы снова одна команда, но он тоже думает, что я придурок.

СЛЕДУЯ ЗА НОГАМИ ДЖЕЙКА — он пробегает по камням, запрыгивая на толстый корень, бежит по его грубой коре.

ДЖЕЙК (ЗА КАДРОМ)
Мои ноги становятся сильнее. С каждым днем я могу пробежать все дальше.

Нейтири ведет его по массивному корню и вскоре они бегут в 30 метрах над землей.

Он бежит за ней через деревья, стараясь не отставать. Она КАРАБКАЕТСЯ и ПРЫГАЕТ с легкостью паукообразной обезьяны.

ДЖЕЙК (ЗА КАДРОМ)
Я должен доверять своему телу, чтобы знать что делать. С Найтири этому учишься быстро или умираешь.

Нейтири ПРЫГАЕТ в пустоту, падая, падая, пока не —

Падает на гигантский пальмовый лист, хватается за него, дает ему ОПУСТИТЬСЯ, чтобы замедлить ее падение. Отпускает лист, падает ниже и хватается за следующий.

ДЖЕЙК СЛЕДУЕТ за ней, прыгает, доверяя ей. КАМЕРА ПАДАЕТ с ним, от листа к листу, ниже и ниже, в ошеломляюще стремительном движении.

Он сваливается с последнего листа, приземляясь на звериную тропу рядом с ней. Он словно опьянен тем, что все еще жив.

Нейтири удивлена — что он последовал за ней. Что он живой.

КРУПНО: ДЖЕЙК-ЧЕЛОВЕК в мобильном блоке. В раздумье он смотрит на изображения Грейс и смеющихся детей в школе.

В ОБЩИНЕ — АВАТАР НОРМА официально приветствует МО’АТ. Духовный лидер смотрит, как ГРЕЙС становится на колени, чтобы обнять детей, которых знает. Глаза Грейс сверкают, когда она разговаривает с ними на языке На’ви.

ДЖЕЙК (ЗА КАДРОМ)
Я уговорил Мо’ат пускать Норма и Грейс в деревню. Теперь Грейс приносит мне кофе по утрам перед подключением.

Грейс смотрит вверх, на приближающуюся Нейтири. Это неловкий момент для них обоих. Грейс изображает формальный жест приветствия.

ГРЕЙС
(субтитры на На’ви)
Я Вижу тебя, Нейтири дочь Мо’ат.

НЕЙТИРИ
Я Вижу тебя, Доктор Грейс Огустин.

НА ДРУГОЙ ДЕНЬ — НЕЙТИРИ стоит на коленях на охотничьей тропе, показывая Джейку следы в грязи. Она касается кромок растений вокруг нее и вдыхает воздух.

ДЖЕЙК (ЗА КАДРОМ)
Мы учимся читать тропы, следы в лужах, мельчайшие шумы и запахи.

ДЖЕЙК И НЕЙТИРИ наблюдают сквозь завесу листвы как —

СТАДО огромных, бронированных ШТУРМОБЫКОВ бредет по озерной отмели. В центре стада детеныши укрыты от хищников среди ног родителей.

Один из БЫКОВ ревет, и стая ТЕТРАПТЕРОНОВ тут же взлетает — яркая вспышка множества пурпурных крыльев.

Джейк в изумлении смотрит на странную и дикую внеземную жизнь.

В ДРУГОМ МЕСТЕ — НЕЙТИРИ стоит совершенно неподвижно, за исключением ушей, который двигаются сами по себе. Ее глаза закрыты. Она обращается к Джейку очень мягко —

НЕЙТИРИ
Когда ты не слышишь ничего, ты все услышишь. Когда ты ничего не видишь, Ты Увидишь все.

ДЖЕЙК (ЗА КАДРОМ)
Иногда я понятия не имею, что она имеет в виду.

Джейк и Нейтири бесшумно ползут, подкрадываясь к большой мужской особи ШЕСТИНОГА — шести-лапого создания, похожего на оленя.

Джейк искусно натягивает тетиву лука и прицеливается, а Нейтири наблюдает за ним. Он целит в каплю на шестиноге — следует за ней луком немного, а затем РАССЛАБЛЯЕТ руку. Стрельба из лука по практике Дзен.

ДЖЕЙК (ЗА КАДРОМ)
Прошел уже месяц, а мне по-прежнему не позволяют убить добычу. Она говорит, что лес не дал разрешения.

ПОЗЖЕ

НЕЙТИРИ и ДЖЕЙК ползут через подлесок. Она указывает, он отгибает несколько листьев и видит —

МАТЬ-ЗМЕЕВОЛК, принесшая мясо детенышам, которые возятся около ее ног. Она облизывает их морды.

ДЖЕЙК (ЗА КАДРОМ)
Много подобной чепухи. Она все время тянет одну и ту же песню о потоках энергии — духи животных и что не —

ВИДЕО-ДНЕВНИК — ДЖЕЙК-ЧЕЛОВЕК говорит в камеру. Он изменился — небритый, с ввалившимися щеками. Бледный.

ДЖЕЙК
(невинно улыбаясь)
Надеюсь, всю эту древедень не вынесут на экзамен.

Позади него видна Грейс, склонившаяся над образцами.

ГРЕЙС
(не поднимая головы)
Это не просто зрительно-моторная координация. Ты должен слушать то, что она говорит. Попробуй увидеть лес ее глазами.

ДЖЕЙК
Извините — это мой видео-дневник, хорошо?

НЕЙТИРИ И ДЖЕЙК движутся сквозь НОЧНОЙ ЛЕС, в окружении мерцающих галактик биолюминесценции. Они движутся грациозно, бесшумно, как два лесных духа.

КРУПНЫЙ ПЛАН ДЖЕЙКА — зрачки его кошачьих глаз расширены. Ночной лес наполняет его разум миллионами источников жизни.

НОЧНАЯ СЪЕМКА, сверху — Джейк и Нейтири в каноэ, выдолбленном из ствола дерева, рыбачат с помощью лука над огромными светящимися АКТИНИЯМИ на дне водоема.

Силует крупной рыбы проплывает в пастельном свету. БАХ! Джейк протыкает ее. Он с триумфом показывает рыбу.

НА ДРУГОЙ ДЕНЬ — Нейтири стоит близко к Джейку, регулируя позицию, в которой он нацеливает лук. Только теперь ее руки МЯГКО двигаются по его рукам и плечам.

Почувствовав ее прикосновение, Джейк теряет концентрацию. Их глаза встречаются, и она быстро отводит взгляд.

НОЧЬ — они заходят на УЧАСТОК, заполненный папоротниками высотой по грудь. Нейтири дает ему знак двигаться медленно. Они приближаются к существу, сидящему на одном из папоротников. Уродливая, похожая на палку ЯЩЕРИЦА взгромоздилась на лист. Как только он приближается —

ТРЕСК! Длинный позвночник собирается в круг, раскрывается биолюминесцентной мембраной — диск в метр диаметром, открывшийся, как китайский веер. Живая летающая тарелка СПЕШНО УДАЛЯЕТСЯ.

ЯЩЕРИЦА-ВЕЕР плывет по участку.

Нейтири прыгает среди папоротников с ПРОНЗИТЕЛЬНЫМ КРИКОМ. ВЗРЫВ ЦВЕТА: взлетает дюжина ВЕЕРОВ-ЯЩЕРИЦ.

Широко улыбаясь, она прыгает вокруг как маленькая девочка, пока они все улетают. Это первый раз, когда она, беспечная и довольная, показывает ему свое настоящую сущность.

ВНУТРИ КАПСУЛЫ — глаза Джейка открываются в темноте. Он не понимает, где он. Слабым толчком открывает крышку, щурясь от света.

ДЖЕЙК (ЗА КАДРОМ)
Теперь все изменилось. Как будто там настоящий мир, а это — всего лишь сон.

КРУПНО: АВАТАР ДЖЕЙКА бесшумно натягивает тетиву лука, его глаза застыли в предельной концентрации. Хлопок — стрела летит.

ДЖЕЙК ВЫТАСКИВАЕТ стрелу из дергающегося тела шестинога. Он добивает его своим ножом.

Запинаясь, но с чувством, он говорит на языке На’ви.

ДЖЕЙК
(на На’ви)
Я вижу тебя, брат, и благодарю. Твой дух уходит с Эйва, твое тело остается, чтобы стать частью Народа.

НЕЙТИРИ смотрит с одобрением.

НЕЙТИРИ
Чистая добыча. Ты готов.

В СТЫК:

ИНТ. МОБИЛЬНЫЙ БЛОК — НОЧЬ

Лежа в капсуле, Джейк выглядит истощенным, бледным, худым. Норм помогает Грейс усадить его в кресло.

ГРЕЙС
Ты продолжаешь терять вес. Вот —

Она подает ему буррито из микроволновки. Он смотрит на еду, ставшую для него чужой. Кусает ее без энтузиазма.

ДЖЕЙК
Я сегодня убил добычу. Мы ее съели. Я знаю, откуда взялась эта еда.

ГРЕЙС
Другое тело. Тебе нужно заботиться об этом теле.

ДЖЕЙК
Да-да.

ГРЕЙС
Джейк, я серьезно — ты дерьмово выглядишь. Ты слишком быстро сгораешь.

Джейк вытаскивает сигарету из ее рта и тушит.

ДЖЕЙК
Сначала брось эту гадость, а потом уже читай мне нотации.

ГРЕЙС
Я говорю тебе как твой начальник и как человек, который когда-нибудь мог бы стать твоим другом — ты должен взять паузу.

ДЖЕЙК
Не сейчас. Завтра мы отправляемся к Икнимайя.

ГРЕЙС идет вслед за Джейком, начинает делать себе кофе.

ГРЕЙС
Да — ты собираешься оседлать банши. Или погибнуть.

ДЖЕЙК
Так точно, Грейс. Ради этого я и трудился.

ГРЕЙС
У тебя с головой все в порядке, морпех? Ты зашел слишком далеко!
(она отворачивается)
Поверь мне, я знаю, что говорю.

Джейк рассматривает картинки, которые прикреплены вокруг рабочего места Грейс.

ДЖЕЙК
Что произошло в школе?

ГРЕЙС отвлекается от приготовления кофе. Ее взгляд скользит по
изображениям смеющихся детей. Наконец, —

ГРЕЙС
Сестра Нейтири — Сильванин — перестала ходить в школу. Она злилась из-за вырубки леса.

ГРЕЙС отхлебываает кофе, его вкус вызывает у нее гримасу.

ГРЕЙС
Однажды, она и пара молодых охотников прибежали все разрисованные — они подожгли бульдозер. — Полагаю, они думали, что я смогу защитить их.

Грейс достает МОЛОКО из холодильника; ее голос остается на удивление СПОКОЙНЫМ, несмотря на страшную историю.

ГРЕЙС
Солдаты преследовали их до самой школы.

МАКРО: она наливает молоко — ее рука ТРЯСЕТСЯ.

ГРЕЙС
Они убили Сильванин прямо в дверях. На глазах у Нейтири. Затем застрелили остальных.
(спокойно)
Я вывела большую часть детей наружу, пока они не подстрелили меня саму.

ДЖЕЙК
Боже.

ГРЕЙС
Да.

Джейк понимает, что Грейс душат слезы и она отчаянно пытается удержать их.

ГРЕЙС
Ученый остается объективным — мы не можем поддаваться эмоциям. Но я посвятила десять лет моей жизни этой школе. Они называли меня са’атенук. Мать.
(поворачиваясь к нему)
Эта боль намертво связывает тебя с прошлым.

ГРЕЙС сидит на столе, пристально глядя на Джейка.

ГРЕЙС
Это работа. Изучай то, что можешь — но не привязывайся.

ГРЕЙС смотрит на него с глубокой БОЛЬЮ в глазах.

ГРЕЙС
Это не наш мир, Джейк. И мы не можем остановить то, что должно произойти.

В СТЫК:

НАТ. ГОРНАЯ ТРОПА — ДЕНЬ

ЦУ’ТЭЙ ведет троих наездников лютоконей вверх по тропе — двоих МОЛОДЫХ ОХОТНИКОВ и ДЖЕЙКА, который держится в седле достаточно хорошо, чтобы поспевать за ними. Копыта лошадей ЦОКАЮТ прямо по краю обрыва над туманным каньоном.

ДЖЕЙК (ЗА КАДРОМ)
Икнимайа можно грубо перевести как «лестница в небо». Это тест, который должен пройти каждый юный охотник.

ЦУ’ТЭЙ дает сигнал к остановке.

КРУТОЙ ПОДЪЕМ ВПЕРЕДИ — изумительное творение природы. Широкие лианообразные деревья поймали огромные ПАРЯЩИЕ ГЛЫБЫ АНОБТАНИУМА в свои цепкие сучковатые объятья.

На сотню метров вверх над ними другие глыбы ВПЛЕТЕНЫ в скрученные стебли лиан. Это своего рода причудливое природное явление — наподобие сказочного бобового стебля, уходящего в заоблачную высь.

ГРОХОТ как при артобстреле. ДРОЖИТ земля. Джейк оглядывается —

Совсем недалеко одна из ПАРЯЩИХ ГОР притерлась к другой. Срывается град камней. Гора приближается к ним, заслоняя полнеба.

Охотники спешиваются.

ДЖЕЙК смотрит вверх на «бобовый стебель», уходящий в облака. Он поворачивается к Цу’Тэю, который проверяет снаряжение молодых охотников.

ДЖЕЙК
Нам туда?

Джейк прыгает за Цу’Тэем и охотниками, уже карабкающимися вверх по основанию стебля.

В СТЫК:

НАТ. БОБОВЫЙ СТЕБЕЛЬ — ДЕНЬ

БОБОВЫЙ СТЕБЕЛЬ на высоте 200 МЕТРОВ, охотники проворно поднимаются по лианам. Они взбираются на ВАЛУН унобтаниума, который и поднял в воздух это невероятное дерево.

ДЖЕЙК смотрит вниз — отсюда кажется, что массивный ствол сужается до размеров лакричной палочки. Когда он влезает на валун, от того откалывается кусок — и уплывает вверх.

Они достигли верхних ветвей ствола растения. Над ними — неясные очертания скалистой подошвы горы МОНС Веритатис. Брызги от одного из водопадов достают до них.

Несколько СВИСАЮЩИХ ЛИАН развеваются над верхними ветвями ствола, шурша и похрустывая.

Один за другим охотники хватаются за проплывающие мимо стебли.

Джейк пожимает плечами и прыгает на проплывающую лиану, его ступни болтаются над бездной. Они карабкаются вверх к парящим островам.

НАТ. МОНС ВЕРИТАТИС — ДЕНЬ

КРОШЕЧНЫЕ ФИГУРКИ преодолевают путь из лиан, соединяющих маленький островок унобтаниума с главной громадой Монс Веритатис.

ПАНОРАМА: взгляд вниз, вдоль отвесного скалистого склона, более крупного, чем Хаф Доум — отвесная сторона Монc Веритатис.

Банши кружат возле обрыва, мелькая в лучах солнца. Ниспадающие с высоты потоки воды рассыпаются в ничто.

НАТ. ГРОТ/ГНЕЗДОВЬЕ БАНШИ — ДЕНЬ

Водопад с РОКОТОМ устремляется в никуда, напоминая водопроводный кран для богов. Джейк смотрит вниз с обрыва на открывающийся ему мир — вот уж воистину вид с Олимпа.

Раздается ВОПЛЬ и ХЛОПАНЬЕ кожистых крыльев — БАНШИ НЕЙТИРИ приземляется на выступ у края пещеры. Нейтири спешивается и прикрывает глаза банши клобучком, словно охотничьему ястребу. Та покорно ждет, в то время как —

Она присоединяется к Джейку и остальным охотникам. Цу’Тэй ведет их сквозь пещеру до КРУТОГО ОБРЫВА. И Джейк видит —

ГНЕЗДОВЬЕ БАНШИ. Сколько хватает глаз — СОТНИ банши теснятся на выступах скалы. Они цепляются за отвесные скалы с помощью когтей на их крыльях, либо сидят на уступах.

ЦУ’ТЭЙ
Жейксулли идет первым.

Цу’Тэй ухмыляется Джейку, в его глазах вызов. Два Охотника-подростка испуганы, но пытаются казаться крутыми.

Цу’Тэй хмурится, когда Нейтири ведет Джейка на выступ.

НЕЙТИРИ
(шепчет)
Теперь ты должен выбрать своего икрана. Ты должнен почувствовать — внутри. Если он то же выберет тебя, действуй быстро, как я показывала. У тебя один шанс.

ДЖЕЙК
Как я узнаю, что он меня выбрал?

НЕЙТИРИ
Он попытается тебя убить.

ДЖЕЙК
Великолепно.

Вне поля зрения Цу’Тэя, Нейтири берет его руку и сжимает ее. Джейка захватывает волна эмоций, но Нейтири отходит как будто ничего не произошло. Он предоставлен самому себе на уступе с —

БАНШИ. Они следят за его приближением. Часть из них РЕВУТ на него и улетают. Другие хлопают крыльями и открывают пасти, угрожающе демонстрируя ряды клыков.

Джейк разворачивает утяжеленный кожаный ремень, похожий на БОЛО с одним концом.

КРУПНЫЙ САМЕЦ расправляет свои огромные крылья, ИЗДАЕТ ВОПЛЬ и с свирепо смотрит на него.

Джейк смотрит ему прямо в глаза — и делает шаг навстречу.

ДЖЕЙК
Давай потанцуем.

Банши отвечает на вызов, шипит и прыгает на него, широко раскрыв челюсти —

Джейк выдерживает время, вращая боло, делает ложный выпад и ускользает в сторону, так что челюсти банши промахиваются, ЗАХЛОПЫВАЯСЬ СО ЩЕЛЧКОМ.

Джейк ЗАХЛЕСТЫВАЕТ боло вокруг его морды. Ремень с грузом дважды обвивает его челюсти, фиксируя их закрытыми. ПРИГЛУШЕННЫЙ ВСКРИК и банши наносит ему в живот вспарывающий удар бритвенно острыми когтями, но —

Джейк уже в прыжке, поверх когтей, и хватается за шею банши. Тот валится набок, и они СЛИВАЮТСЯ ВОЕДИНО — руки вокруг бьющейся головы.

Джейк хватает его плетевидную антенну и подносит ее к своей косе, но —

Костлявая голова РЕЗКО ДЕРГАЕТСЯ в сторону и наносит ему удар справа в лицо, почти нокаутируя его, и —

БАНШИ СКРУЧИВАЕТСЯ, бросая его на землю. Джейк скользит по скале и почти сваливается с края —

НЕЙТИРИ ахает. Цу’Тэй смеется и издает пронзительный насмешливый крик.

Боло почти распускается оттого, что тварь трясет головой, готово уже свалиться, но —

Джейк с трудом выкарабкивается и прыгает на зверя. Когти царапают ему ногу, но его руки обхватывают голову банши и СИЛЬНО ДЕРГАЮТ ЕЕ ВНИЗ. Они плюхаются на землю, и Джейк забирается на верх, фиксируя животное, и —

Хватает его бьющуюся антенну, фиксирует ее своей рукой, и прижимает к ней конец своей косы. Они СЛИВАЮТСЯ, и —

Банши прекращает борьбу. Он лежит, часто дыша. Они слились воедино, буквально глаз в глаз.

ДЖЕЙК
Вот так! Ты мой.

СВЕРХКРУПНЫЙ ПЛАН БАНШИ — зрачок как глубокий черный колодец.

Джейк ослабляет хватку и медленно, осторожно перекидывает ногу через спину создания.

Нейтири бежит к нему.

НЕЙТИРИ
Первый полет укрепит связь. Нельзя ждать.

Джейк садится верхом на существо, чувствуя его силу. Он хватает отростки туловища животного и —

ДЖЕЙК
Хееееййййаааа!

ХОП! ХОП! Банши срывается с места, как выстрел. Джейк ВОПИТ, в то время как они ОТВЕСНО ПИКИРУЮТ со скалы — банши ПРОНЗИТЕЛЬНО КРИЧИТ и —

Они падают вместе, по спирали, бесконтрольно, и банши едва не сбрасывает Джейка. Банши ВОПИТ и ВИЗЖИТ так пронзительно, что Джейк не может сосредоточиться.

ДЖЕЙК
Заткнись!

Банши слушается.

ДЖЕЙК
Выровняйся! Лети прямо!

Он выруливает. Джейк поднимает голову, только думая «крен влево», и животное подчиняется. Он заставляет банши перейти в спокойный полет, ритмично махая гигантскими крыльями, пока он переводит дыхание.

БАНШИ НЕЙТИРИ спускается, пристраиваясь к нему. Она сигналит «следуй за мной» и НЫРЯЕТ ВНИЗ.

Джейк неуклюже направляет своего банши за ней. Банши Нейтири движется, управляя полетом точными движениями кончиков крыльев, в то время как банши Джейка вихляет и ныряет, почти падая вниз с небес.

КАМЕРА ПИКИРУЕТ за ними, показывая, как Нейтири ведет их по СПУСКАЮЩЕЙСЯ дуге вокруг склона Монс Веритатис. Это ошеломляющий вид. Они минуют водопад и устремляются вниз между свисающих лиан.

Нейтири ведет Джейка на крутой склон, скользя рядом с откосом стены. Они пробивают слой облаков и вылетают на солнечный свет.

Джейк начинает осваиваться. Он виляет влево, затем вправо, затем ныряет вниз, тесно прижавшись к спине животного. Он безрассуден и бесстрашен. Его ПРЕТ от самого ощущения.

Нейтири ныряет вместе с ним, и он издает продолжительный ВОПЛЬ восторга.

В СТЫК:

ИНТ./НАТ. ГРОТ/МОНС ВЕРИТАТИС — ДЕНЬ

НАРЕЗКА ПОЛЕТНЫХ СЦЕН:

НЕЙТИРИ сидит с Джейком на корточках, на руках объясняя принципы полетов, как летчик-истребитель.

ВИД ВНИЗ с отвесной скалы. СВИСТ! Джейк и Нейтири выныривают на своих животных ПРЯМО ИЗ-ЗА КАМЕРЫ, выходя из пикирования и воспаряя в серии акробатических трюков.

ДЖЕЙК (ЗА КАДРОМ)
Может быть, я никогда не был наездником. Но я рожден для этого.

ОНИ ЛЕТЯТ в тесном порядке с ЦУ’ТЭЕМ и молодыми ОХОТНИКАМИ, 5 банши прочерчивают полосы в тумане.

НА ДРУГОЙ ДЕНЬ. Джейк пикирует, играет в прятки с Нейтири среди облаков. Они — необузданные и свободные в диком мире. Она улыбается и делает крутой вираж, пикируя — поймай меня, если сможешь. Он БРОСАЕТСЯ за ней.

В ПЕЩЕРЕ, при свете костра, БАНШИ ДЖЕЙКА пытается схватить кусок мяса, который тот игриво убирает в последний момент. Он учит ее хватать еду более плавно. Поглаживает ее длинную голову.

Рядом ЦУ’ТЭЙ с молодыми охотниками. Он следит за Джейком с раздражением и враждебностью.

НА ДРУГОЙ ДЕНЬ — Джейк и Нейтири летят рядом, свободно парят. Она показывает куда-то и Джейк видит —

СТРАННОЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Арки из магнитных скал формируют радуги из камня над глубоким КРАТЕРОМ. В его центре — одинокое огромное ДЕРЕВО С ДЛИННЫМИ ВЕТВЯМИ, искривленное и древнее. Это то, что мы будем называть ДЕРЕВОМ ДУШИ.

В СТЫК:

НАТ. ГОРНЫЙ ХРЕБЕТ

ДЖЕЙК и Нейтири летят вдоль заросшего лесом хребта. Она учит его охотиться с банши. Луки они держат наготове, высматривая добычу внизу.

ГИГАНТСКАЯ ТЕНЬ накрывает их, и Нейтири издает предупредительный КРИК. Джейк смотрит вверх и видит —

ЛЕОНОПТЕРИКС пикирует на них с высоты из под облаков.

Похожий на банши, но в несколько раз больше — король воздушных хищников: БОЛЬШОЙ ЛЕОНОПТЕРИКС. Раскрашеный в ало-желто-черную полоску, с темно-синим гребнем на голове — одновременно прекрасный и ужасающий.

Охотник стал добычей. Джейк резко уклоняется, и устремляется вниз, под защиту леса. Он ныряет в темноту —

ХРЯСЬ — леоноптерикс прорывается сквозь листья, продолжая преследовать его с бешеной скоростью, когда —

ДЖЕЙК врывается в скопление жердей, прямо в брешь между двумя большими ветками —

Громко ХЛОПАЯ крыльями, леоноптерикс вынужден остановиться. Он делает вираж назад с недовольным ПРОНЗИТЕЛЬНЫМ КРИКОМ. Пара хлопков могучих крыльев — и он улетает назад, за полог леса.

КРУПНЫЙ ПЛАН ЛЕОНОПТЕРИКСА: из его клыкастой пасти вырывается чудовищный КРИК, который эхом отдается в горах. Властелин своей территории.

ДЖЕЙК потрясен. Нейтири взлетает, ее выражение лица можно описать как на’вийское «О, Господи!» А через секунду — они оба лопаются от смеха.

В СТЫК:

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: